Стратегия управления национальными парками России - Национальные парки и местное население


Национальные парки и местное население
Охрана природы - СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ

Национальным паркам необходимо осознать, что низкий уровень жизни местного населения и отсутствие благоприятных возможностей для экономического развития провоцируют конфликты в сфере природопользования, осложняют проблемы сохранения природных  и историко-культурных комплексов и объектов.

Взаимодействие национальных парков с местным населением предусматривает:

· организацию мониторинга общественного мнения местных жителей путем регулярного проведения социологических опросов и анкетирования;

· систематическое проведение круглых столов и иных мероприятий с участием местных жителей по актуальным проблемам, относящимся к компетенции национального парка;

· широкое привлечение местных жителей к участию в организуемых и проводимых национальным парком экологических акциях и праздничных мероприятиях природоохранной направленности;

· расширение практики включения представителей региональных органов власти и местного самоуправления, иных региональных и муниципальных структур в состав научно-технических советов национальных парков;

· участие национальных парков в восстановлении культовых объектов, обустройстве «святых» источников, сохранении «святых» рощ и др., содействие возрождению культурных и духовных традиций местного населения;

· формирование групп поддержки национальных  парков среди местного населения, в том числе с приданием этим группам определенного статуса (Общество друзей национального парка и т.д.), всемерное содействие активизации практической деятельности таких групп.

Ряд национальных парков включают территории проживания коренных народов. Отношения национальных парков с общинами и родовыми хозяйствами коренных народов, ведущими традиционный образ жизни в зоне традиционного экстенсивного природопользования, целесообразно осуществлять на договорной основе.  При этом возможность осуществления традиционного неистощительного природопользования, включая охоту и рыболовство, должна рассматриваться как ключевой фактор, обеспечивающий сохранение культурного и духовного наследия коренного населения.

Присутствие коренного населения, поддерживающего традиционный образ жизни, является важным фактором привлекательности национального парка для туристов. Коренное население, обладающее богатым опытом природопользования, может оказать и существенную поддержку национальному парку в его  эколого-просветительской деятельности.

Национальным паркам важно координировать свою повседневную и перспективную деятельность с региональными планами развития. Необходимость этого обретает особое значение в тех случаях, когда населенные пункты и (или) земли других собственников и пользователей находятся в границах национального парка.

В тех случаях, когда в границах национального парка присутствуют значительные территории, принадлежащие иным собственникам и пользователям, рекомендуется создавать специальные координационные органы для согласованности действий по  управлению природными ресурсами участков, включенных в национальный парк без изъятия из хозяйственного использования.

Конкретные механизмы координации деятельности национальных парков с органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами и социальными общностями с учетом местной специфики могут принимать различные формы.  В любом случае создаваемые для этого координационные органы не должны подменять администрации национальных парков и органы местного самоуправления, а служить для них дополнительным управленческим ресурсом.

В число основных задач координационных органов входят:

· предоставление всем заинтересованным сторонам возможности высказать взаимные претензии и опасения во избежание ненужных конфликтов и дублирования усилий;

· обеспечение устойчивого развития национального парка и местных социальных общностей.

На координационном органе лежит обязанность по выявлению сфер и механизмов сотрудничества и взаимодействия между  структурами национального парка и его социальным окружением.

Членство в координационном органе может быть выборным, а его структура должна отражать представительство всех важнейших групп пользователей и  собственников. Структура, членство и сфера компетенции координационного органа должны определяться Положением о нем.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация