Стратегия управления национальными парками России - Функциональное зонирование территории

Функциональное зонирование территории
Охрана природы - СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ

Разнообразие природных комплексов и методов управления ими, а также множественность воздействий на них со стороны посетителей, хозяйствующих субъектов и местного населения представляют основную проблему управления в национальном парке. Для того чтобы в этих условиях эффективно решать стоящие перед парком задачи, используется функциональное зонирование территории – разделение ее на участки с различным режимом охраны и использования.

Основные положения функционального зонирования территории конкретного национального парка определяются на стадии подготовки материалов обоснования его организации и детализируются в Схеме его организации и развития. Утвержденное функциональное зонирование находит отражение в Положении о данном национальном парке и является важнейшей основой для принятия частных решений по управлению всеми видами деятельности на его территории.

На территории национальных парков в соответствии с действующим законодательством могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

Заповедная зона. Объединяет участки территории, представляющие особый интерес с точки зрения наблюдений за ходом процессов естественного развития природы в условиях полного невмешательства человека. Режим охраны заповедной зоны полностью исключает хозяйственное и рекреационное воздействия на охраняемые экосистемы. Допускается проведение научных исследований, экологического мониторинга и специальных природоохранных мероприятий.

Особо охраняемая зона. В состав особо охраняемой зоны включаются особо ценные в экологическом и познавательном отношениях природные комплексы национального парка, в пределах которых по каким-либо причинам невозможно или нецелесообразно установить заповедный режим. Зона также служит буфером для участков заповедной зоны и обеспечивает условия для сохранения природных комплексов и объектов при строго регулируемом рекреационном и хозяйственном использовании. Режим охраны участков, выделяемых в особо охраняемую зону, должен быть направлен на сохранение естественного характера сообществ, включающих как типичные (фоновые), так и уникальные комплексы и объекты, отличающиеся высокой степенью уязвимости.

Особо охраняемая зона вместе с заповедной зоной образуют экологическое ядро территории национального парка. Необходимо стремиться, чтобы их общая площадь составляла не менее 25 процентов всей территории парка.

Зона познавательного туризма. Выделяется вдоль основных трасс туристских маршрутов и в районах расположения наиболее ценных в познавательном отношении и наиболее популярных у посетителей парка природных объектов. Предназначена для организации экологического просвещения и ознакомления с уникальными природными и природно-историческими достопримечательностями национального парка.  Задачи управления территорией в этой зоне заключаются в максимальном сохранении естественного облика природных и культурных ландшафтов. Для передвижения посетителей оборудуются специальные маршруты с видовыми площадками и местами для ночлега, отдыха, рыбной ловли.

Рекреационная зона. В рекреационную зону выделяются участки, отличающиеся наиболее благоприятным сочетанием рекреационных ресурсов с традиционными местами отдыха населения. Предназначена для организации кратковременного и длительного отдыха в природных условиях.

Управление природными ресурсами в границах этой зоны должно быть направлено на сохранение, восстановление и повышение биологической устойчивости коренных природных сообществ. Работы по охране и защите леса и биотехнические мероприятия ориентированы на компенсацию неблагоприятных воздействий на природные сообщества в условиях рекреационного использования. Рекреационные потоки в этой зоне регулируются преимущественно планировочными методами с использованием приемов комплексного благоустройства территории. Развиваются спортивное и любительское рыболовство, сбор грибов, ягод, орехов, других дикоросов, в том числе по специальным платным разрешениям.

Зона охраны историко-культурных объектов. В эту зону объединяются территории вокруг особо охраняемых объектов истории и культуры, расположенных в границах национального парка. Историко-культурные объекты, имеющие статус государственных памятников, могут находиться и в других зонах, режим которых обеспечивает сохранность  данных памятников.

Режим зоны охраны историко-культурных объектов должен обеспечивать  сохранение этих объектов с учетом требований действующего законодательства об охране памятников истории и культуры. Размещение и архитектурное оформление объектов обслуживания туристов, благоустройство территории не должны нарушать исторический облик ландшафта. Любая хозяйственная деятельность в этой зоне согласовывается с государственными органами охраны памятников истории и культуры и администрацией национального парка.

Зона обслуживания посетителей. Предназначена для приема, размещения  и обслуживания посетителей национального парка. Ее размеры не должны превышать площадь, необходимую для создания условий комфортного отдыха посетителей.

Участки зоны обслуживания посетителей располагаются вблизи основных планировочных узлов и подводящих транспортных путей парка. В зоне организуется строительство стационарных объектов туристского сервиса круглогодичного и сезонного действия, визит-центров, музейных и вольерных экспозиций, необходимых объектов культурно-бытового, информационного обслуживания и связи, а также объектов административно-хозяйственной инфраструктуры национального парка. Деятельность национального парка в пределах этой зоны также должна ориентироваться на поддержание биологической устойчивости и сохранение эстетической ценности природных сообществ.

Зона хозяйственного назначения. В эту зону включаются, как правило, земли, не изъятые из хозяйственного использования, а также отдельные участки земель парка, предназначенные для обеспечения основной деятельности  самого национального парка. Управление территорией этой функциональной зоны должно быть направлено  на  регулирование использования природных ресурсов,  контроль за соблюдением установленных правил и норм природопользования и  предотвращение видов деятельности, способных нанести ущерб природным и культурным ландшафтам.

В национальных парках, расположенных в районах проживания коренного населения, могут быть выделены зоны традиционного экстенсивного природопользования, где допускаются традиционная хозяйственная деятельность, кустарные и народные промыслы, а также связанные с ними виды пользования природными ресурсами. При организации в национальных парках зон традиционного экстенсивного природопользования в интересах групп  коренных народов необходимо придерживаться двух основных принципов:

· основой размещения таких зон должны быть  объективно и исторически сложившиеся этнохозяйственные ареалы;

· пространственная организация хозяйства и форма совместного управления биологическими ресурсами должны соответствовать типу этнохозяйственного ареала и учитывать связи хозяйственного комплекса с  ландшафтом.

Администрация национального парка осуществляет управление природными ресурсами в этой зоне в тесном взаимодействии с общинами коренных народов, при этом должно обеспечиваться своевременное восстановление изымаемых природных ресурсов.

В особых условиях управления в некоторых национальных парках могут быть выделены зоны специального режима. Такие функциональные зоны выделяются в пределах пограничной зоны, установленной в соответствии с законом Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации». Функциональное назначение зоны – обеспечение необходимых условий для охраны государственной границы России. Управление территорией зоны со стороны дирекции национального парка осуществляется во взаимодействии с командованием соответствующих пограничных частей.

Зоны специального режима могут выделяться также в местах размещения охраняемых объектов Минобороны Российской Федерации, при пересечении территории национального парка магистральными железными дорогами и другими сложными инженерно-техническими системами.

При зонировании не следует стремиться к выделению в каждом национальном парке большого количества функциональных зон. Существует опасность чрезмерной перегруженности зонирования различными предписаниями, что не только затрудняет процесс управления, но может также привести к дополнительным затратам. Следует стремиться, чтобы зонирование было максимально простым и понятным, отражало общую направленность деятельности национального парка и обеспечивало ее стабильность. Особенности охраны и использования природных ресурсов в отдельных частях функциональной зоны могут быть реализованы путем выделения соответствующих участков управления с постоянными или временными режимными ограничениями. Это обеспечивает необходимую гибкость функционального зонирования и повышает возможности адаптивного управления. Во всех функциональных зонах, кроме заповедной, целесообразно выделять особо охраняемые участки в местах обитания исчезающих видов животных и растений.

Границы и режим функциональных зон при наличии достаточных оснований могут со временем корректироваться. Обоснование по корректировке функциональных зон должно базироваться на данных многолетних наблюдений, подтверждающих необходимость изменения установленных режимов. Предложения по корректировке функциональных зон вступают в силу только после их утверждения на федеральном уровне.

Вопросы, связанные с выделением или ликвидацией участков управления, изменением режима их охраны и использования, наиболее эффективно решать при составлении очередного Плана управления национального парка. Регулярная разработка таких Планов позволит своевременно вносить коррективы в функционально-режимную структуру национальных парков, обеспечивая тем самым необходимую гибкость управления.

  Земли, включенные в границы национального парка без изъятия из хозяйственного использования

Стратегия исходит из того, что национальному парку необходимо стремиться к максимально возможному увеличению доли федеральных земель в его границах путем передачи или выкупа необрабатываемых угодий и иных земель пользователей, чья деятельность не соответствует целям и задачам парков. Однако следует учесть, что в ряде  случаев  только наличие других землепользователей, ведущих традиционные формы хозяйства, способно поддерживать тот исторически сложившийся неповторимый облик ландшафтов, для сохранения которых и создан данный национальный парк.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация