Сохранение историко-культурного наследия |
Охрана природы - СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ |
Управленческая деятельность национальных парков в части сохранения и рационального использования объектов историко-культурного наследия базируется на следующих принципах: · признание неразрывности связей природного и культурного наследия, учет всего многообразия форм наследия, сочетающих природные и культурные ценности; · признание культурного ландшафта как единого объекта охраны и управления, подчинение тактики работы с отдельными его фрагментами и структурами (включая отдельные памятники культуры) целям его комплексного сохранения; · признание местного населения неотъемлемой составляющей историко-культурной среды; · поддержка определенных видов хозяйственной и иной социокультурной деятельности, которая в отдельных случаях становится условием сохранения объекта наследия; · тесное взаимодействие с государственными органами охраны памятников истории и культуры. Традиции природопользования, художественные промыслы, народные ремесла, особенности обустройства жизненного пространства, обрядовые обычаи, фольклор относятся к сфере историко-культурного наследия – «живая традиционная культура», которая воспроизводится и хранится населением, проживающим на территории национального парка. Включение живой традиционной культуры в систему объектов (ресурсов) культурного наследия требует принципиального изменения отношения персонала национального парка к проживающему на его территории населению. Эти отношения должны быть основаны на сотрудничестве и взаимопомощи, особенно с теми этнокультурными группами, которые хранят культурные традиции и являются носителями исторической памяти. Объекты культурного наследия, расположенные на территории национального парка, могут находиться под его охраной на праве оперативного управления и на иных правовых основаниях, позволяющих осуществлять сохранение, контроль за состоянием и восстановление недвижимых историко-культурных ценностей. При этом необходимо установить соответствующие отношения с государственными органами по охране памятников истории и культуры, обязывающие их согласовывать свою деятельность с администрацией национальных парков. Получение указанных прав целесообразно и в отношении памятников федерального значения, если они имеют ключевое значение для развития национального парка. Деятельность национального парка по сохранению и рациональному использованию историко-культурного наследия станет эффективнее, если он будет участвовать в: · выявлении и изучении историко-культурного наследия, разработке научно обоснованных рекомендаций по его сохранению и использованию; · организации охраны и контроля за использованием объектов историко-культурного наследия совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры; · планировании и проведении совместно с государственными органами охраны памятников истории и культуры работ по консервации и восстановлению (реставрации) передаваемых парку в оперативное управление памятников истории и культуры; · проведении работ по восстановлению культурного ландшафта и развитию традиционных форм живой культуры (промыслов, ремесел, праздников, ярмарок и пр.). Развитие такой деятельности потребует соответствующих изменений в штатной структуре национальных парков, укомплектования специалистами соответствующего профиля.
|
Читайте: |
---|