Стратегия управления национальными парками России - СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕГУЛИРУЕМОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕГУЛИРУЕМОГО ТУРИЗМА И ОТДЫХА
Охрана природы - СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫМИ ПАРКАМИ РОССИИ

 

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха является одной из основных задач национального парка. При этом подразумевается, что в национальных парках этот вид деятельности должен базироваться на следующих  принципах:

· сохранение ландшафтного и биологического разнообразия;

· уважение местных культурных традиций, поддержание исторически сложившихся ремесел и промыслов;

· поддержка местного малого и среднего бизнеса;

· производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции;

· учет интересов местного населения.

В целях развития туризма и отдыха в национальных парках потребуется создать эффективную инфраструктуру туризма,  совершенствуя при этом работу по привлечению посетителей (туристов) на его территорию. Для достижения этой цели  необходимо:

· интегрировать систему организации и развития туризма и отдыха в национальном парке в социально-экономическую систему региона;

· создать эффективную систему планирования и регулирования рекреационных нагрузок на природные и историко-культурные объекты национального парка;

· организовать прием и обслуживание посетителей, максимально используя потенциал местного населения и частного предпринимательства;

· организовать подготовку и повышение квалификации специалистов национального парка, занятых в сфере организации туризма.

Развитие туризма в национальных парках должно стать важным направлением экономического развития территории, способствовать повышению занятости местного населения и улучшению его жизненного уровня. Необходимо поддерживать и развивать инициативы местных жителей и организаций по развитию туристской инфраструктуры.

Заинтересованность региональных и местных органов власти в развитии туризма в национальных парках должна основываться на понимании того, что через национальные парки представляется возможность реально обеспечить права граждан на отдых, создать систему экологического воспитания и образования. Развитие туристской инфраструктуры национального парка будет способствовать  созданию новых рабочих мест, увеличению доходов регионального и местного бюджета и повышению уровня жизни местного населения.

Национальные парки располагают весьма значительными туристскими ресурсами, освоение которых по действующему законодательству невозможно без их ведома и участия. В силу ограниченных финансовых возможностей и недостатка профессионализма национальные парки не всегда способны самостоятельно создать эффективно работающую туристскую инфраструктуру. Поэтому успешность развития туризма в национальном парке, а значит, и удовлетворение всех связанных с ним ожиданий местного населения в большой мере зависят от того, насколько активно и грамотно туризм национального парка будет интегрирован  в экономику региона.

Основой процесса такой интеграции должен стать  поиск общих интересов между органами государственной власти, местного самоуправления, частным предпринимательством и национальным парком как в коммерческой,  так и в природоохранной и социальной сферах. Возможными направлениями такой интеграции могли бы стать:

· информирование органов местного самоуправления и населения прилегающих районов о планах, проектах, программах национального парка по развитию туризма;

· привлечение к туристской деятельности работающих в регионе специализированных организаций;

· содействие подготовке местных жителей для работы в сфере туризма и отдыха в  национальном парке;

· обеспечение устойчивого природопользования.

Особое внимание национальных парков должно уделяться вопросам планирования туризма и отдыха в связи с тем, что неконтролируемое расширение туристской деятельности приводит к нарушениям природной и культурной среды и ухудшению условий жизни местного населения.

Такое планирование может включать в себя:

· инвентаризацию потенциальных объектов туризма (видов флоры и фауны, археологических, исторических, культурных, геологических и других достопримечательностей) в национальных парках;

· оценку возможностей использования природных ресурсов (охотничьих, рыболовных, лечебных и др.) в создании условий для  туризма;

· оценку степени уязвимости экосистем и возможных экологических препятствий при развитии туризма;

· выявление целевых категорий посетителей для территории национального парка и определение возможных видов туризма;

· анализ уровня развития инфраструктуры  парка и региона;

· разработку планов развития туризма (соответствующих разделов Планов управления) в национальных парках, в которых следует уделить особое внимание вопросам развития туристской инфраструктуры, работы с местным населением, рекламно-информационного и кадрового обеспечения, маркетинга и продвижения туристического продукта;

· разработку системы  платежей за посещение территории парка и предоставляемые услуги.

Организация приема и обслуживания посетителей является  весьма специфической деятельностью, поэтому национальным паркам необходимо стремиться к максимальному привлечению к ней  специализированных организаций, имеющих практический опыт по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.

Для каждого вида туристской деятельности должны быть установлены  допустимые рекреационные нагрузки, учитывающие природные и историко-культурные особенности используемых участков. Если отмечены факты дигрессии природных комплексов под влиянием рекреации, необходимо снизить существующую нагрузку, в том числе  путем перенесения ее части на другие участки, а также принять иные необходимые меры для предотвращения дальнейших негативных последствий и повышения устойчивости территории к рекреационному воздействию.

Порядок и сроки посещения национального парка, допустимое количество посетителей в различные периоды года, приемлемые виды туризма и отдыха для разных функциональных зон, а также правила поведения на территории национального парка определяются его администрацией. Основой для их разработки должны служить Схема организации и развития территории и План управления национального парка.

Очень важно, чтобы посетители национального парка  имели возможность получить информацию о порядке и сроках посещения, наличии мест в гостиницах, расположении мест отдыха и ночлега, видах предоставляемых услуг, существующих экскурсионных и туристических маршрутах. Следует стремиться, чтобы эта информация предоставлялась посетителям бесплатно.

Администрация национального парка должна заботиться об обеспечении безопасности посетителей. Целесообразно с участием турфирм разрабатывать специальные программы по предупреждению несчастных случаев, оказанию медицинской помощи, проведению спасательных операций. Персонал национального парка, участвующий в обслуживании посетителей, должен обладать необходимыми навыками для оказания первой медицинской помощи и иных спасательных мероприятий. Посетителей национальных парков необходимо обеспечить страховыми услугами.

Туризм в национальных парках должен развиваться и функционировать как единая система, с разделением функций между федеральным, региональным и уровнем отдельных национальных парков. Для реализации этой задачи на федеральном уровне целесообразно создание специализированной структуры, занимающейся развитием  туризма в  системе национальных парков.

К функциям, выполнение которых должно быть делегировано федеральным структурам, относятся:

· разработка системы критериев экологически устойчивого туризма и сертификации туристических маршрутов и услуг для оценки соответствия международным принципам устойчивого туризма;

· обеспечение единого информационного пространства и вовлечение национальных парков в мировую систему развития  туризма;

· организация мероприятий по маркетингу, рекламе и продвижению туристского продукта национальных парков в центре и за рубежом;

· создание центра профессиональной переподготовки специалистов для работы в сфере туризма, проведение семинаров и школ на постоянной основе;

· разработка и внедрение единой цивилизованной политики формирования цен на туристические программы и услуги;

· выработка рекомендаций по единым стандартам оформления аншлагов, информационных щитов, оборудования и оформления экологических троп, размещению экспозиций под открытым небом;

· подготовка рекомендаций по оборудованию, оформлению и планированию работы музеев и «визит-центров» национальных парков;

· выработка стандартов стилевого решения рекламно-издательской продукции;

· разработка механизмов мониторинга и контроля туризма в целях предотвращения ущерба природным и историко-культурным комплексам и объектам.

В свою очередь региональные ассоциации национальных парков и заповедников могут выступать в роли организаций, координирующих развитие  туризма в регионах. В их компетенцию могут входить следующие функции:

· координация маршрутов и туров, включающих несколько национальных парков и заповедников региона;

· развитие природного туризма внутри региона, реклама, маркетинг туристических возможностей особо охраняемых природных территорий на региональном уровне;

· формирование единой политики ценообразования на туристические программы и услуги;

· выработка типовых документов для оформления отношений с туроператорами и иными  региональными коммерческими структурами.

· организация и проведение семинаров и иных мероприятий по обучению и повышению профессиональной квалификации работников соответствующего профиля.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Авторизация